Шаяхметова С.О. учитель математики ОСШОД №8, г.Уральск
26.02.2018 17:36

Сейчас в Казахстане идет становление новой системы образования, которая ориентирована на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Основная цель происходящих изменений в школе направлена на воспитание самоопределяющейся, само образующейся личности, готовой к жизни в быстро меняющихся условиях, с критическим мышлением и нравственно здоровой, способной развиваться дальше без помощи учителя.

Имея за плечами 30-летний стаж работы в качестве учителя математики, могу сказать, что обновление содержания образования заставляет пересмотреть всю систему педагогической деятельности. Это связано и с подходами в преподавании, и с системой оценивания, но прежде всего, с собственными «убеждениями». Убеждения учителя являются связующим звеном между знаниями своего предмета и практикой преподавания: «Убеждение — это мост между знаниями и действием».

К сожалению, в средствах массовой информации появляются статьи, в которых авторы только критикуют начавшееся, поэтапное обновление образования в школах Казахстана. Рассуждая о переменах, происходящих в системе образования, с обывательской точки зрения, сравнивают традиционные методы преподавания с обновленными опираясь на свой личный опыт «ученика, студента, родителя» делают скоропалительные выводы не в пользу обновления. Ратуя за традиционное обучение, забывают о том, что по данным международных исследований PISA и TІMSS казахстанские ученики значительно уступают своим международным сверстникам в математической грамотности: в применении академических знаний в реальных жизненных ситуациях; в решении сложных задач с поиском неординарных методов вместо применения шаблонных алгоритмов и др. Цитата Д. Дьюи, «если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» актуальна во все времена, а сейчас особенно. И это действительно так. Жизнь не стоит на месте. Меняется мир, меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Именно на развитие вышеперечисленных навыков и направлено обновленное содержание образования. Задача обновленного образования – научить школьников применению полученных знаний на практике. Учебный процесс это не только учительский труд. Это и труд ученика, то есть сотрудничество.  Получая готовую, обработанную учителем информацию ученик не способен научиться мыслить, приобрести навыки необходимые в современном мире.  Подставляя предложенные числовые данные в готовые формулы, не понимая их смысла, ученик не сможет создавать и открывать новое. Ориентируя школьника лишь на простое усвоение знаний, умений и навыков по предметам практически невозможно воспитать разносторонне образованных людей. Именно поэтому необходимо менять методы и подходы в преподавании и учении.

Заходя изо дня в день в классы на уроки, понимаешь, что учебная деятельность только тогда становится источником внутреннего развития школьника, формируя его творческие способности и личностные качества, когда ученик сам является активным участником процесса получения знаний и ему предоставлена возможность самостоятельно находить решения. Для достижения наибольших успехов школьника должна быть создана на уроке эффективная среда. Трудно не согласиться с цитатой Александра Пятигорского о том, что «человек достигнет результата, только делая что-то сам...» (А. Пятигорский, всемирно известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета).

В заключении хочу сказать о том, что учитель сегодняшнего дня должен шагать в ногу со временем, находиться в авангарде процесса обновления. Активный, неравнодушный воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном обществе, в конкурентном мире, личность, от которой во многом будет зависеть облик Казахстана будущего. Именно нам, учителям нельзя «бронзоветь», а продолжать учиться как в отношении форм и методов обучении, так и в отношении собственных убеждений в преподавании.

 

Государственные символы

4.0

1

1

1

1

logo

1

Ссылки

akorda.kz

e.gov.kz

edu.gov.kz

portal.edu.bko.gov.kz

expo2017astana.com/kz

bolashak.gov.kz

minfin.gov.kz

halyk-ipo.kz

adilet.zan.kz

bilimdinews.kz

www.expert.okulyk-edu.kz

fincenter

fincenterz

Статистика


Главное меню

Видео уроки

1

Call-center «111»

1

Казахстан - Страна Великой Степи

1

Открытое правительство

OpenGov

Фонд социального медицинского страхования

Министерство здравоохранения Республики Казахстан