«Опыт внедрения инклюзивного образования в Западно-Казахстанской области: проблемы и пути решения» |
Проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной среды для жизни детей с ограниченными возможностями, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. По данным психолого-медико-педагогических консультаций в Республике проживают более 138 –и тысяч детей с ограниченными возможностями, что составляет 2,8% от общей численности детского населения, из них детей-инвалидов- 69 тыс. (1,4%). В Западно-Казахстанской области доля детей с ограниченными возможностями от общего количества населения от 0 до 18-и лет значительно выше среднереспубликанского показателя и составляет 3,9%. На учете в трех психолого-медико-педагогических консультациях состоят 6487 детей с ограниченными возможностями, из которых 1897 относятся к категории детей-инвалидов (1,1% - ниже среднереспубликанского показателя). Статистические данные заставляют задуматься: почему в нашей области доля детей с ограниченными возможностями почти на 40% выше среднереспубликанского показателя? Можно предположить, что в нашей области по каким-то причинам проживает больше детей с ограниченными возможностями… но тогда почему доля детей- инвалидов в нашей области ниже среднереспубликанского показателя? Этот вопрос и результаты 3-х летней работы по внедрению инклюзивного образования активно обсуждались на августовском секционном совещании специалистов отделов образования, руководителей специальных организаций образования и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями развития. Совещание организовано управлением образования и областным учебно-методическим кабинетом 13 августа 2014 года на базе дошкольной организации №47 «Байтерек». Все присутствующие стали участниками «педагогического суда», где в роли «ответчика» было привлечено инклюзивное образование области. Сторона «педагогического обвинения» обозначила существующие проблемы в подготовке специальных кадров, устранении архитектурных и психологических барьеров для доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду и т.д. Вместе с тем стороной «педагогической защиты» были представлены доказательства в виде имеющегося положительного опыта по внедрению инклюзивного образования. Далее работа участников семинара проходила по трем подсекциям по следующим направлениям: 1)механизм консультирования родителей и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями; 2) алгоритм социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной среде; 3) способы включения детей, обучающихся на дому, в процесс частичной инклюзии. В итоговой части совещания импровизированный «педагогический суд» над идеей внедрения инклюзивного образования вынес заключение о необходимости развития инклюзивного образования, совершенствовании методов работы с детьми, используя при этом современные коммуникативные технологии. Для достижения данной цели приняты соответствующие рекомендации. |